История завода
Исключение из правил.
С падением Берлинской стены рухнула и автомобильная
промышленность ГДР. Давно уже не выпускаются
Вартбурги, Трабанты, Робуры, грузовики IFA…
Исключением оказался самый маленький грузовичок по имени Multicar. Завод в городке Вальтерсхаузен, где выпускают такие машины, не только жив, но и здоров! Туда мы и отправились.
ВЧЕРА
Оказывается, Артур Эйд, основатель завода, где сейчас делают
грузовички Multicar, даже не собирался строить автомобили! Открыв завод в 1920 году, он занялся производством прицепов и сцепных устройств. Предприятие было довольно крупным: в 1928 году там работало 400 человек (между прочим, сейчас в штате насчитывается лишь 220 сотрудников).Выпуск же «транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания» начался в Вальтерсхаузене только после войны — в середине пятидесятых.
Это были небольшие и довольно примитивные грузовые тележки (наподобие электрокаров), оснащенные шестисильным одноцилиндровым дизелем. Водитель управлял этим аппаратом стоя, с помощью рычагов, расположенных по бокам. Разогнать эту «тележку» можно было только до 15 км/ч, зато грузоподъемность получилась достаточно приличной: целых две тонны.
Такие тележки выпускались всего два года, а в 1956 году на свет появилось транспортное средство под названием
Multicar 21.
Это была хотя и видоизмененная, но все та же, шестисильная, «телега», управлять которой приходилось стоя. Зато на кабине появилась дверца (уже прогресс!), а за спиной водителя — мягкий поясничный упор. Но главной особенностью стала многофункциональность. Multicar 21 не только перевозил две тонны груза, но мог работать с пятью вариантами сменного оборудования — включая снежный отвал и пескоразбрасыватель. Производство этой модели продолжалось до 1964 года, а всего было выпущено 14000 экземпляров.
Новая модель, Multicar 22, родилась на свет уже не тележкой с мотором, а маленьким, но «полноценным» грузовичком. Водитель сидел в закрытой одноместной кабине и крутил автомобильный руль! Грузоподъемность осталась прежней — зато скорость возросла до 23 км/ч за счет двухцилиндрового дизелька. Кроме того, количество присоединяемого оборудования увеличилось до 10 видов. И хотя 15 «лошадок» было все равно маловато, вместо открытой всем ветрам тележки немецкие «коммунальщики» получили весьма маневренный и удобный для работы на узких улочках грузовичок. Таких машин было построено уже 42500 — за период с 1964 по 1974 годы.
Относительно мощный мотор появился только у следующей модели Multicar 24. Дизельная «четверка» мощностью 45 л.с. позволила развивать вполне приемлемую скорость (50 км/ч) и перевозить 2,2 тонны груза. Расширились и функциональные возможности: теперь Multicar мог работать с 14 видами оборудования.
Однако многофункциональный, но одноместный автомобиль уже мало устраивал «коммунальщиков». Возможно, поэтому Multicar 24 выпускался сравнительно недолго — с 1974 по 1978 годы (всего выпущено 25600 экземпляров).
Зато Multicar 25 стал настоящим бестселлером: его выпуск начался в 1978 году и продолжался тринадцать лет. Это была самая массовая модель за всю историю существования завода: в год выпускалось до десяти тысяч таких машин. Несмотря на то, что мощность двигателя не изменилась, по своим потребительским качествам Multicar 25 значительно выигрывал у предшественника. Кабина — двухместная, грузоподъемность — 2,3 т, скорость — 60 км/ч… И 20 видов сменного оборудования.
Именно такие машинки появились в нашей стране перед Олимпиадой 1980 года. Всего к нам было поставлено около 20 тысяч (ого!) таких грузовичков — и немало их сохранилось до наших дней.
Любопытно, что с началом перестройки довольно много Мультикаров, оказалось на частных подворьях. Особой популярностью пользовались «бэушные» самосвальчики с разгрузкой на три стороны, идеально подходившие для небольшого фермерского хозяйства.
Модель Multicar 25 стала последней, которая выпускалась в ГДР предприятием IFA Multicar. После воссоединения Германии объединение IFA прекратило свое существование — но в 1990 году завод отправился в рыночное плавание под новым именем: Multicar Spezialfahrzeuge GmbH.
НЕПОХОЖИЕ БРАТЬЯ
В настоящее время на заводе собирают примерно 1500 автомобилей в год. Не сравнить, конечно, с былыми объемами...
Однако, если вспомнить, что произошло с автомобильной промышленностью ГДР, результат этот — вполне приличный, а главное — позволяющий развиваться и внедрять новые модели.
Как и прежде, непосредственно на заводе делают кабину, раму и кузова. Все остальные комплектующие — покупные.
Основу производственной программы составляют Multicar 26 (эта модель выпускается с 1991 года) и более современный Multicar 30 (он же Fumo), который встал на конвейер ровно через десять лет, в 2001 году.
У обоих — два варианта колесной базы, двухместная или пятиместная кабина; колесная формула — 4х4 либо 4х2; по заказу — межколесная блокировка сзади.
Любопытно, что и «старая», и «новая» модели комплектуются одинаковым четырехцилиндровым турбодизелем IVECO, но — с разной настройкой электронных «мозгов». Мотор Fumo развивает 105 «лошадей» и 250 Нм, а у ветерана «двадцать шестой» модели он слабее: 90 л.с., 210 Нм. (Кстати, вначале на Multicar 26 устанавливался фольксвагеновский дизель.)
Впрочем, на двигателях конструктивное сходство обеих моделей заканчивается. При рождении Fumo получил более комфортабельную и просторную кабину; панели сделаны не из оцинкованного железа, а из пластика, приклеенного на каркас. Рама новой модели — не цельная, а из двух половинок, которые соединяются болтами.
Вместо зависимой рессорной подвески спереди появилась независимая, пружинная, а дисковыми тормозами с АБС оборудованы и передние, и задние колеса.
Кстати, сами колеса «подросли» с 14 до 16 дюймов, и на заднем мосту они уже не сдвоенные, а односкатные.
Увеличились и габариты грузовичка — хотя, как и прежде, они (за исключением высоты, конечно) не превышают размеров нашей легковой Волги. Правда, уже разработан и более длинный, трехосный вариант.
И еще: помимо традиционной, механической трансмиссии на Fumo может устанавливаться и гидростатическая. Здесь крутящий момент на главную передачу передается не от механической КПП, а от гидромотора.
Такая трансмиссия обеспечивает плавное изменение потока мощности и его непрерывность: это важно при работе с некоторыми видами оборудования (например, фрезерно-роторный снегоочиститель).
Между прочим, недавно одна такая машинка отправилась на работу в Мурманск. Правда, Fumo с «гидростатом» бегает уже не так резво: даже без оборудования не разгоняется быстрей 62 км/ч. Но для уборки снега это не помеха.
Несмотря на появление Fumo, ветеран с индексом 26 все же не собирается на покой. Машинка продолжает пользоваться спросом — чему способствует ее цена (при одинаковой комплектации старая модель дешевле примерно на 6000 евро).
В цехе сборки количество «пластиковых» кабин (для Fumo) не превышает количества металлических — для «старой» модели. Значит, обеих моделей выпускается примерно поровну…
ПОД ЗАКАЗ!
Недавно в производственной программе завода появился и совершенно новый автомобиль по имени Tremo.
Это — самый компактный (ширина 1,3 м, длина 3,69 м) и маневренный (все колеса — поворачивающиеся) Multicar. Он оборудуется исключительно гидростатической трансмиссией и 85-сильным турбодизелем Volkswagen. При этом такие машинки собираются не на конвейере, а небольшими партиями, в отдельном цехе. Не удивительно: Tremo в два раза дороже, чем Multicar 26, и его заводская цена начинается от 52000 евро.
Кстати, все без исключения автомобили завод делает «под заказ». Дело в том, что к современному Мультикару можно присоединить (вы не поверите!) 60 вариантов различного оборудования.
Помимо привычных нам снегоуборочных и подметально-поливальных работ грузовичок может косить газоны, забивать сваи, измельчать ветки, перевозить и разгружать контейнеры, удалять сорняки….
Поэтому, прежде чем начать изготовление машины, представители фирмы должны хорошо представлять, где она будет работать зимой и чем займется летом. От этого будет зависеть уровень комплектации шасси.
Существует несколько вариантов оснащения гидравликой — от самого простого (например, для подъема самосвального кузова) до насосов высокой производительности, которые обеспечивают привод сложных, энергоемких механизмов. Когда проходишь вдоль конвейера, видно, что некоторые шасси забраны в паутину гидравлических труб и трубочек…
Кстати, сменное оборудование, с которым работают Мультикары, завод не производит, а закупает у специализированных фирм — таких, как, например, Gmeiner, Тerra-trade или Schmidt. Причем иное оборудование может стоить значительно дороже, чем сам автомобиль! Например, если «двадцать шестой» Мультикар с самосвальным кузовом стоит на заводе примерно 26000—30000 евро (в зависимости от комплектации), то машинка с пылесосом для уборки улиц обойдется уже в 90000 евро (ого!). Чистота — удовольствие недешевое…
Конечно, о прежних объемах поставок к нам речь не идет: по данным компании, с середины 90-х в Москву и область было продано около ста экземпляров, в Санкт-Петербург — еще примерно столько же. Между прочим, три грузовичка заняты уборкой московского Кремля и прилегающей территории. Так что маленький Мulticar может считаться «почти правительственным автомобилем»…
Некоторые технические характеристики (данные производителя). | ||
Multicar 26 | Fumo | |
Двигатель | IVECO 8140.43 R | IVECO 8140.43 B |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, л | 2,8 | 2,8 |
Максимальная мощность, л.с./об/мин | 90/3600 | 105/3600 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 210/1800 | 250/1800 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая |
Число передач (с ходоуменьшителем) | 10 | 10 |
Колесная формула | 4х2 или 4х4 | 4х2 или 4х4 |
Передняя подвеска | зависимая, рессорная | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная | зависимая, рессорная |
Передние тормоза | дисковые | дисковые |
Задние тормоза | барабанные | дисковые |
Емкость топливного бака, л | 70 | 80 |
Шины | 195 R14 C | 225/75 R16 C (325/60 R15) |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 110 |
Минимальная скорость с ходоуменьшителем, км/ч | 0,6 | 0,6 |
Полезная нагрузка, т | 1,7—2,7* | 2,4—2,7* |
Полная масса, т | 4,3 (4,8) | 5,4 |
Колесная база, мм | 2100 (2675) | 2300 (2900) |
Длина, мм | 4100 (4652) | 4265 (4815) |
Ширина, мм | 1590 | 1620 (1710)** |
Высота, мм | 2240 | 2190 (2200)** |
Дорожный просвет, мм | 190 | 200 (210)** |
* В зависимости от комплектации | ||
** В зависимости от установленных шин |
Статья взята из журнала Авторевю.
Автор Геннадий Борисов.
Тележка ДКЗ - предок Мультикаров. Видео.
Вот так выглядит первый Мультикар...
Забавный запуск дизелёчка...
На логотипе сайта, левый крайний он и есть...
На других видеороликах можно увидеть другие модели мультикаров и прикольных тракторов...
Чтобы посмотреть другие видеоролики, надо нажать на экране треугольник в правом нижне углу и нажимаем меню. Дальше выбираем по картинке.
Не забывайте ,что видео требует некоторого времени на загрузку.
Фото Multiсar 26 - спецтехника
Спецтехники к Мультикарам очень много. К 25-й модели шло около 50-ти наменований. Сколько сейчас существует навесного оборудования, можно только догадывваться. Здесь показано несколько специализированных машинок.
....туточки....