История завода

Исключение из правил.

С падением Берлинской стены рухнула и автомобильная промышленность ГДР. Давно уже не выпускаются Вартбурги, Трабанты, Робуры, грузовики IFA… Исключением оказался самый маленький грузовичок по имени Multicar. Завод в городке Вальтерсхаузен, где выпускают такие машины, не только жив, но и здоров! Туда мы и отправились.



Тележка DK3 — предок Мультикаров ВЧЕРА
Оказывается, Артур Эйд, основатель завода, где сейчас делают грузовички Multicar, даже не собирался строить автомобили! Открыв завод в 1920 году, он занялся производством прицепов и сцепных устройств. Предприятие было довольно крупным: в 1928 году там работало 400 человек (между прочим, сейчас в штате насчитывается лишь 220 сотрудников).Выпуск же «транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания» начался в Вальтерсхаузене только после войны — в середине пятидесятых.

Тележка DK3 — предок Мультикаров Это были небольшие и довольно примитивные грузовые тележки (наподобие электрокаров), оснащенные шестисильным одноцилиндровым дизелем. Водитель управлял этим аппаратом стоя, с помощью рычагов, расположенных по бокам. Разогнать эту «тележку» можно было только до 15 км/ч, зато грузоподъемность получилась достаточно приличной: целых две тонны.
Такие тележки выпускались всего два года, а в 1956 году на свет появилось транспортное средство под названием Multicar 21.

Самый первый Multicar. На этом снимке — вход в его кабину Это была хотя и видоизмененная, но все та же, шестисильная, «телега», управлять которой приходилось стоя. Зато на кабине появилась дверца (уже прогресс!), а за спиной водителя — мягкий поясничный упор. Но главной особенностью стала многофункциональность. Multicar 21 не только перевозил две тонны груза, но мог работать с пятью вариантами сменного оборудования — включая снежный отвал и пескоразбрасыватель. Производство этой модели продолжалось до 1964 года, а всего было выпущено 14000 экземпляров.
Новая модель, Multicar 22, родилась на свет уже не тележкой с мотором, а маленьким, но «полноценным» грузовичком. Водитель сидел в закрытой одноместной кабине и крутил автомобильный руль! Грузоподъемность осталась прежней — зато скорость возросла до 23 км/ч за счет двухцилиндрового дизелька. Кроме того, количество присоединяемого оборудования увеличилось до 10 видов. И хотя 15 «лошадок» было все равно маловато, вместо открытой всем ветрам тележки немецкие «коммунальщики» получили весьма маневренный и удобный для работы на узких улочках грузовичок. Таких машин было построено уже 42500 — за период с 1964 по 1974 годы.


Multicar21 - одноцилиндровый дизелёк Относительно мощный мотор появился только у следующей модели Multicar 24. Дизельная «четверка» мощностью 45 л.с. позволила развивать вполне приемлемую скорость (50 км/ч) и перевозить 2,2 тонны груза. Расширились и функциональные возможности: теперь Multicar мог работать с 14 видами оборудования.

Однако многофункциональный, но одноместный автомобиль уже мало устраивал «коммунальщиков». Возможно, поэтому Multicar 24 выпускался сравнительно недолго — с 1974 по 1978 годы (всего выпущено 25600 экземпляров).


Зато Multicar 25 стал настоящим бестселлером: его выпуск начался в 1978 году и продолжался тринадцать лет. Это была самая массовая модель за всю историю существования завода: в год выпускалось до десяти тысяч таких машин. Несмотря на то, что мощность двигателя не изменилась, по своим потребительским качествам Multicar 25 значительно выигрывал у предшественника. Кабина — двухместная, грузоподъемность — 2,3 т, скорость — 60 км/ч… И 20 видов сменного оборудования.



Multicar22 Именно такие машинки появились в нашей стране перед Олимпиадой 1980 года. Всего к нам было поставлено около 20 тысяч (ого!) таких грузовичков — и немало их сохранилось до наших дней.

Любопытно, что с началом перестройки довольно много Мультикаров, оказалось на частных подворьях. Особой популярностью пользовались «бэушные» самосвальчики с разгрузкой на три стороны, идеально подходившие для небольшого фермерского хозяйства.

Модель Multicar 25 стала последней, которая выпускалась в ГДР предприятием IFA Multicar. После воссоединения Германии объединение IFA прекратило свое существование — но в 1990 году завод отправился в рыночное плавание под новым именем: Multicar Spezialfahrzeuge GmbH.


НЕПОХОЖИЕ БРАТЬЯ
В настоящее время на заводе собирают примерно 1500 автомобилей в год. Не сравнить, конечно, с былыми объемами...


Multicar22 Однако, если вспомнить, что произошло с автомобильной промышленностью ГДР, результат этот — вполне приличный, а главное — позволяющий развиваться и внедрять новые модели.
Как и прежде, непосредственно на заводе делают кабину, раму и кузова. Все остальные комплектующие — покупные. Основу производственной программы составляют Multicar 26 (эта модель выпускается с 1991 года) и более современный Multicar 30 (он же Fumo), который встал на конвейер ровно через десять лет, в 2001 году.



Модели 60-х и 70-х были одноместными У обоих — два варианта колесной базы, двухместная или пятиместная кабина; колесная формула — 4х4 либо 4х2; по заказу — межколесная блокировка сзади.

Любопытно, что и «старая», и «новая» модели комплектуются одинаковым четырехцилиндровым турбодизелем IVECO, но — с разной настройкой электронных «мозгов». Мотор Fumo развивает 105 «лошадей» и 250 Нм, а у ветерана «двадцать шестой» модели он слабее: 90 л.с., 210 Нм. (Кстати, вначале на Multicar 26 устанавливался фольксвагеновский дизель.)


Самая массовая модель - Мультикар 25
Впрочем, на двигателях конструктивное сходство обеих моделей заканчивается. При рождении Fumo получил более комфортабельную и просторную кабину; панели сделаны не из оцинкованного железа, а из пластика, приклеенного на каркас. Рама новой модели — не цельная, а из двух половинок, которые соединяются болтами. Вместо зависимой рессорной подвески спереди появилась независимая, пружинная, а дисковыми тормозами с АБС оборудованы и передние, и задние колеса.

Ветеран Multicar 26 выпускается уже 14 лет — но «на пенсию» не собирается Кстати, сами колеса «подросли» с 14 до 16 дюймов, и на заднем мосту они уже не сдвоенные, а односкатные.
Увеличились и габариты грузовичка — хотя, как и прежде, они (за исключением высоты, конечно) не превышают размеров нашей легковой Волги. Правда, уже разработан и более длинный, трехосный вариант.

И еще: помимо традиционной, механической трансмиссии на Fumo может устанавливаться и гидростатическая. Здесь крутящий момент на главную передачу передается не от механической КПП, а от гидромотора.

Фумо Такая трансмиссия обеспечивает плавное изменение потока мощности и его непрерывность: это важно при работе с некоторыми видами оборудования (например, фрезерно-роторный снегоочиститель).

Между прочим, недавно одна такая машинка отправилась на работу в Мурманск. Правда, Fumo с «гидростатом» бегает уже не так резво: даже без оборудования не разгоняется быстрей 62 км/ч. Но для уборки снега это не помеха.

Несмотря на появление Fumo, ветеран с индексом 26 все же не собирается на покой. Машинка продолжает пользоваться спросом — чему способствует ее цена (при одинаковой комплектации старая модель дешевле примерно на 6000 евро).

Кстати, в цехе сборки количество «пластиковых» кабин (для Fumo) не превышает количества металлических — для «старой» модели. Значит, обеих моделей выпускается примерно поровну…


ПОД ЗАКАЗ!
У новичка Tremo поворачиваются все колеса Недавно в производственной программе завода появился и совершенно новый автомобиль по имени Tremo. Это — самый компактный (ширина 1,3 м, длина 3,69 м) и маневренный (все колеса — поворачивающиеся) Multicar. Он оборудуется исключительно гидростатической трансмиссией и 85-сильным турбодизелем Volkswagen. При этом такие машинки собираются не на конвейере, а небольшими партиями, в отдельном цехе. Не удивительно: Tremo в два раза дороже, чем Multicar 26, и его заводская цена начинается от 52000 евро.

Multicar может быть даже трехосным. Эта модель возит сменные контейнеры Кстати, все без исключения автомобили завод делает «под заказ». Дело в том, что к современному Мультикару можно присоединить (вы не поверите!) 60 вариантов различного оборудования.

Помимо привычных нам снегоуборочных и подметально-поливальных работ грузовичок может косить газоны, забивать сваи, измельчать ветки, перевозить и разгружать контейнеры, удалять сорняки….


Это — лишь небольшая часть навесного оборудования Поэтому, прежде чем начать изготовление машины, представители фирмы должны хорошо представлять, где она будет работать зимой и чем займется летом. От этого будет зависеть уровень комплектации шасси.

Существует несколько вариантов оснащения гидравликой — от самого простого (например, для подъема самосвального кузова) до насосов высокой производительности, которые обеспечивают привод сложных, энергоемких механизмов. Когда проходишь вдоль конвейера, видно, что некоторые шасси забраны в паутину гидравлических труб и трубочек…

Кстати, сменное оборудование, с которым работают Мультикары, завод не производит, а закупает у специализированных фирм — таких, как, например, Gmeiner, Тerra-trade или Schmidt. Причем иное оборудование может стоить значительно дороже, чем сам автомобиль! Например, если «двадцать шестой» Мультикар с самосвальным кузовом стоит на заводе примерно 26000—30000 евро (в зависимости от комплектации), то машинка с пылесосом для уборки улиц обойдется уже в 90000 евро (ого!). Чистота — удовольствие недешевое…


Конечно, о прежних объемах поставок к нам речь не идет: по данным компании, с середины 90-х в Москву и область было продано около ста экземпляров, в Санкт-Петербург — еще примерно столько же. Между прочим, три грузовичка заняты уборкой московского Кремля и прилегающей территории. Так что маленький Мulticar может считаться «почти правительственным автомобилем»…



Некоторые технические характеристики (данные производителя).
Multicar 26 Fumo
Двигатель IVECO 8140.43 R IVECO 8140.43 B
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, л 2,8 2,8
Максимальная мощность, л.с./об/мин 90/3600 105/3600
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 210/1800 250/1800
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Число передач (с ходоуменьшителем) 10 10
Колесная формула 4х2 или 4х4 4х2 или 4х4
Передняя подвеска зависимая, рессорная независимая, пружинная
Задняя подвеска зависимая, рессорная зависимая, рессорная
Передние тормоза дисковые дисковые
Задние тормоза барабанные дисковые
Емкость топливного бака, л 70 80
Шины 195 R14 C 225/75 R16 C (325/60 R15)
Максимальная скорость, км/ч 90 110
Минимальная скорость с ходоуменьшителем, км/ч 0,6 0,6
Полезная нагрузка, т 1,7—2,7* 2,4—2,7*
Полная масса, т 4,3 (4,8) 5,4
Колесная база, мм 2100 (2675) 2300 (2900)
Длина, мм 4100 (4652) 4265 (4815)
Ширина, мм 1590 1620 (1710)**
Высота, мм 2240 2190 (2200)**
Дорожный просвет, мм 190 200 (210)**
* В зависимости от комплектации
** В зависимости от установленных шин


Журнал Авторевю

Статья взята из журнала Авторевю.
Автор Геннадий Борисов.


Социалки:

Адрес заметки: http://multikar25.ru/post_1280939124.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.